Нотариальные действия

В соответсвии ст.35 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

  • удостоверяют сделки;
  • выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

Нам часто задают вопросы: «Чем отличается нотариальный документ от простого письменного?», «Зачем нужно заключать договор у нотариуса? Ведь я сам могу скачать форму в интернете?»

Почему лучше оформлять документы у нотариуса?

О преимуществах нотариальной формы документов перед простой письменной ниже:

Нотариальная форма документа Простая письменная форма документа

Нотариус перед оформлением нотариальных документов:

а) проводит правовую экспертизу предоставленных клиентами документов, в том числе:

  • проверяет дееспособность граждан, правоспособность юридических лиц, а также полномочия их представителей (ст. 43 Основ законодательства РФ о нотариате),
  • проверяет принадлежность имущества лицу, отчуждающему или закладывающему его (ст. 55 Основ);

б) разъясняет клиентам суть нотариальных документов, последствия их оформления (ст. 16 Основ).

Заинтересованные лица действуют на свой страх и риск.

Риэлторы не несут ответственности за несоответствие документов и фактических обстоятельств дела, за подписание документов недееспособными, не имеющими полномочий лицами и т.п.

Нотариус:

  • осуществляет подготовку проектов нотариальных документов,
  • после подписания клиентами придает этим документам нотариальную форму, проставляя удостоверительную надпись, подпись и печать нотариуса (ст. 15, 35 Основ).

Заинтересованные лица действуют на свой страх и риск.

Риэлторы не несут ответственности за несоответствие проектов документов действующему законодательству и действительной воле клиентов

Нотариус хранит в нотариальном архиве оформленные им документы в течение длительных сроков (от 3 лет до постоянного срока хранения) (ст. 44.1 Основ). В случае утраты нотариальных документов клиент или его наследники / правопреемники могут получить у нотариуса дубликаты документов (ст. 52 Основ).

Заинтересованные лица хранят свои документы самостоятельно. В случае утраты документа они не смогут получить его дубликат.

С 01 января 2015 г. у наших клиентов появилась возможность воспользоваться депозитом нотариуса как при расчетах по нотариальным сделкам в момент удостоверения сделки, так и по сделкам, совершенным в простой письменной форме по соглашению сторон сделки (ст. 87 Основ).

Заинтересованные лица вынуждены перемещаться с большими денежными суммами, рассчитываться наличными или прибегать к закладке денег в банковские ячейки, что является делом небезопасным.

С 01 января 2015 г. установлены минимальные сроки государственной регистрации прав по нотариальным документам подаваемым:

  • в электронной форме — 1 рабочий день;
  • в орган регистрации — 3 рабочих дня;
  • через МФЦ (многофункциональный центр) — 5 рабочих дней
  • (ст. 16 Закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.)

Срок государственной регистрации прав по документам в простой письменной форме — 7-9 рабочих дней.

С 01 февраля 2019 года после оформления нотариального документа, на основании которого возникает право на недвижимое имущество, нотариус самостоятельно представляет в электронной форме заявление о государственной регистрации прав в Росреестр (ст. 55, 72, 73, 75 Основ).

Заинтересованные лица самостоятельно сдают на регистрацию и получают документы после регистрации или поручают это другим лицам.

Нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный своей профессиональной деятельностью (ст. 17 Основ). Гарантией такой ответственности являются:

  • обязательное страхование профессиональной деятельности нотариуса (ст. 18 Основ);
  • создание компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты (ст. 18.1 Основ).

Заинтересованные лица действуют исключительно на свой страх и риск.

Ни государство, ни риэлторские компании не несут ответственности в случае причинения вреда.

По просьбе заинтересованных лиц сотрудники нотариальной конторы самостоятельно подготовят необходимые для удостоверения сделки, оформления наследственных прав документы (ч. 4 ст. 19.2 Основ).

Заинтересованные лица самостоятельно собирают необходимый пакет документов или поручают это другим лицам.

Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания в суде в случае возникновения спора, если подлинность нотариального документа не опровергнута в судебном порядке или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия в судах общей юрисдикции (Федеральный закон 457-ФЗ от 29.12.2014 г.), а также в арбитражных судах (Федеральный закон 391-ФЗ от 29.12.2015 г.).

Заинтересованные лица в случае возникновения споров самостоятельно защищают свои законные права и интересы в судах (что является сложным, а нередко и невозможным), либо нанимают адвокатов (что недешево).

Кто может подписать нотариальный документ?

Любые юридически значимые документы — заявления, договоры, соглашения, доверенности, согласия, обязательства и т.п. могут быть подписаны:

  • самостоятельно дееспособными лицами — т.е. достигшими 18 лет, или вступившими в брак до достижения 18 лет, когда это допускает закон (ст. 21 ГК РФ), или эмансипированными лицами (ст. 27 ГК РФ), не признанными недееспособными или ограниченно дееспособными (ст. 27 ГК РФ);
  • лицами от 14 до 18 лет (16 лет — для эмансипированных) с согласия родителей, усыновителей, опекунов (ст. 26 ГК РФ);
  • лицами, ограниченно дееспособными с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ);
  • опекунами от имени лиц, признанных недееспособными (ст. 29 ГК РФ);
  • от имени юридического лица — его руководителем, либо другим лицом по доверенности руководителя.

С целью подтверждения полномочий нотариусу необходимо предоставить:

  • свидетельство о рождении или свидетельство об усыновлении ребенка, документы о назначении опекуном или попечителем;
  • для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации и Устав юридического лица, документ, подтверждающий полномочия руководителя (решение, протокол, приказ и т.п.), а также в случае необходимости доверенность руководителя.

Адреса учреждений и организаций, где можно получить необходимые документы, указаны в разделе «Полезная информация»